Адаптация

Терапевтическая сказка

 “Зайчонок идёт в детский сад”.

   В одном лесу жила дружная семья зайцев - папа Ушастик, мама Лапушка и зайчонок Малыш. Просторная норка семейства находилась под старой березой. Зайчики всегда заботились друг о друге. Они вместе грызли вкусные овощи, сочную траву и были очень счастливы.

   Однажды мама Лапушка сказала зайчонку: ”Малыш, ты уже такой большой и смелый зайчик. Пришла пора пойти в детский сад для зайчат.”

   Папа Ушастик поддержал маму: “Да, дорогой Малыш, завтра я разбужу тебя рано утром. Ты помоешь лапки, умоешь мордочку, оденешься и я поведу тебя по Липовой аллее в детский сад”.

   Малыш испугался: ”И я останусь там совсем один? Без тебя, папа, и без мамы? А кто же меня обнимет, погладит по ушкам, успокоит, если я упаду? Кто поиграет со мной на лесной  опушке?”

   Мама и папа обняли своего зайчонка: ”Успокойся, Малыш. Завтра ты придешь туда, где много маленьких зайчат, которые очень ждут тебя. На полочках в группе большое количество игрушек и книжек. Ты познакомишься с Заей Кроликовной, которая позаботится обо всём - поможет и всё объяснит. Тебе понравится - она добрая и заботливая! А потом мы придём за тобой и все вместе пойдем домой. По дороге ты нам расскажешь как прошел твой первый день в детском саду”.

   Зайчонка успокоили слова родителей и он с нетерпением стал ждать свой первый день в детском саду.   

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ - 10 ОШИБОК РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаем разобрать подробнее ошибки родителей, которые ведут детей в детский сад первый раз и очень переживают по этому поводу.

1 ошибка - испытывать чувство вины и угрызения совести перед ребенком. Помните, вы не отправляете его ни в армию, ни на исправительные работы. Вы приводите свое чадо общаться с другими детками и развиваться. Не надо просить за это прощение и

делать виноватые глаза. Ребенок чувствует ваш настрой! Если вы сами еще не готовы начинайте с себя.

2 ошибка - говорить о себе и малыше «Мы» («мы поели», «мы поспали», «мы пошли гулять» и прочее). Отделяйте свое «Я» и «Я» ребенка. У вас имеются свои интересы и обязанности, как и у ребенка, которые где-то уже не должны совпадать. Ваша обязанность – ходить на работу или заниматься домом, а обязанность малыша – посещать детский сад, общаться с другими детьми и впитывать новые знания. Основной лозунг «Мама идет на работу/по делам, а ребенок в сад тоже работать/играть с другими детками».

3 ошибка - долгие прощания. Это одна из основных болей воспитателей. Помните, чем дольше прощание тем дольше успокоение после ухода мамы. Не терзайте себя и ребенка. Главное правило – уходите быстро – поцеловали, помахали ручкой и ушли. И помните, плач ребенка очень часто прекращается, когда уходит основной зритель – мама.

4 ошибка – спрашивать ребенка о негативном. Например: «Тебя никто не обижал в саду?», «Ты не плакал в саду?» и т.п. Не задавайте такие вопросы, спрашивайте: «Во что вы играли в детском саду?», «Как зовут твоих друзей?», «Что было интереснее всего?» Если что-то было неприятное и ребенок захочет об этом сказать, он расскажет без ваших подсказок.

5 ошибка отсутствие системы. Сегодня идем в сад, завтра проснулись - плохая погода/настроение и т.д. – в сад не идем. Ходить надо регулярно, без пропусков. Минимум первый месяц. Хоть по 3 часа, но каждый день.

6 ошибка Использование подкупа в виде игрушек или сладостей: «ты сходишь в садик, а я тебе куплю…». Ребенок очень хорошо запоминает такие вещи и в будущем будет активно этим пользоваться. Будет с утра капризничать и ждать обещания купить новую игрушку или что-то вкусненькое.

7 ошибка по вечерам нагружать психику ребенка мультфильмами, гаджетами или посещением шумных мест. Ребенок и так эмоционально устает, поэтому на время адаптации к детскому саду ограничьте время мультфильмов и посещения детских комнат.

8 ошибка – резкая перенастройка режима дня ребенка. Приучите ребенка к ранним подъемам заранее, не в момент выхода в сад. Изучите режим детей в саду и постепенно начинайте жить по этому режиму. Если вы привыкли спать до 11 часов, а потом резко поднимете ребенка в 7-8 утра – не ждите хорошего настроения у малыша (и у мамы, скорее всего тоже).

9 ошибка - пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

10 ошибка негативно отзываться и в принципе обсуждать воспитателей и сад при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

И поверьте, воспитатели делают все возможное и так же заинтересованы, чтобы ребенок как можно быстрее привык к детскому саду и с удовольствием бежал туда. В нашем детском саду точно!

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Статья "Использование малых стихотворных форм

в адаптации детей к условиям ДОУ ПО ССЫЛКЕ...

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////


  Работа с родителями - залог успешной адаптации к детскому саду

         Наблюдая за детьми в группе, за общением родителей с детьми, общаясь с воспитателями, мы можем обозначить трудности, тревожащие нас, решающиеся только совместными усилиями всех взрослых, окружающих ребенка.

1. СЛЁЗЫ. Когда плачут ваши дети?

         Чаще всего при утренних расставаниях. Трудно утром оторваться от мамы и самостоятельно войти в группу. Но наши воспитатели как заботливые вторые мамы подойдут и помогут и ребенку войти в группу, а может и внести его туда на руках, и родителей успокоят. И чаще всего такие слезы по расставанию с родителями длятся не более 5 минут. Вы ушли, малышу нашли интересное занятие, и слезы уже высохли.

 А бывает ли такое, что малыш плачет, когда вы за ним пришли? Что же это за слезы? Это слезы усталости и выхода нервного напряжения (ведь в садике от ребенка уже что-то требуют). Дайте возможность ребенку выплеснуть накопившийся стресс, но, не доводя до истерики, переключайте внимание на что-то положительное: мы сейчас оденемся, … и пойдем гулять; … и пойдем в магазин; … и пойдем домой, где нас ждет бабушка и т. д. Эти слезы «от усталости за рабочий день» - ведь порой ребенок находится в садике до 12 часов. Пребывание на работе долгое время утомляет и взрослого, что уж говорить про детей. Их нервная система еще слаба. Поэтому постарайтесь сократить «рабочее время» ребенка, хотя бы на первое время адаптационного периода.

         А еще есть слезы детей, которые вы не видите. Это слезы режимных моментов. Ситуация такая: детки играют, и воспитатель говорит «А сейчас убираем игрушки и … одеваемся на прогулку, … идем мыть руки, … идем в туалет, идем обедать и прочее». И вдруг раздается громкий детский плач. Что же это за слезы? А это слезы детей, имеющих трудности самообслуживания (одевания, умывания, гигиенических процедур, самостоятельного владения ложкой, самостоятельного засыпания). То есть это вид слез, в которых косвенно виноваты сами родители, желающие помочь ребенку - сделать за него, тем самым оказывая медвежью услугу.

2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 - легковозбудимые.

         Конечно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения у детей в дошкольном детстве. И это нормально. Поэтому у нас нет понятия урок, а есть понятие непосредственная образовательная деятельность (НОД), проходящее в игровой форме. Ведь игра ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Но говоря легковозбудимые, мы подразумеваем синдром гиперактивности, что уже не является нормой, а подлежит наблюдению специалистов в медицинских учреждениях.

- плохо говорящие или не говорящие. В младшем дошкольном возрасте речь становится необходимым элементом общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Не предавая значения развитию речи в соответствии с возрастными нормами, вы замедляете развитие у ребенка как навыков общения, так и непосредственно познавательного развития. Данные трудности также подлежат наблюдению специалистов в медицинских учреждениях.

- имеющие негативные привычки (сосущие пальцы).

 Данные трудности также подлежат наблюдению специалистов в медицинских учреждениях. Но и родители ведут работу по преодолению плохих привычек. Чаще дети сосут пальцы при засыпании. Поэтому с такими детками педагоги сидят при укладывании спать, это же рекомендуется делать и родителям.

3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

         Только что родившийся ребенок уже личность. А детки 2, 3 лет и старше уже имеют свои личностные особенности. Поэтому принимать ребенка за вещь и манипулировать им как куклой долго не получится. И общаться с ними надо как со взрослыми – серьезно, с требованиями, учитывая возрастные особенности и возможности развития. Ребенок может воспринимать слова и понимать для чего нужны определенные действия:

Одеваться надо, чтобы не мерзнуть, быть красивым;

есть – для того чтобы были силы и здоровье, мыть руки, чтобы не болеть. В этих вопросах дети ориентируются хорошо. Но вот для чего нужно ходить в детский сад понимают не все.

Не поленитесь поговорить по душам, замотивировать на важность посещения садика: - дружить с ребятками, чтобы были друзья,

- ходить на занятия, чтобы много знать,

- чтобы быть сильным и здоровым спать и есть в садике.

- сравнить садик с маминой и папиной работой, обратив внимание на то, что он как взрослый ходит на работу.

 ВЫВОД: смягчить процесс адаптации по силам и родителям, организовав психологическую поддержку, обучение навыкам самообслуживания, своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий