Творческая деятельность ребенка
может начаться с самого раннего возраста. Это зависит от членов семьи малыша,
их помощи и поддержки. Остановимся на рисовании.
Все знают, что рисовать можно
карандашами, мелками, ручками, фломастерами, красками…. Список можно
продолжать. Находчивый малыш и косметику мамы может использовать для создания
художественного полотна. Ведь можно рисовать любым красящим веществом, даже не
предназначенным для рисования. Задача взрослых – подготовить всё для юного
творца, соблюдая меры предосторожности.
Методов и приёмов нетрадиционного
рисования достаточно много. Вот некоторые из них:
1.
Печать от руки. Способ
получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать
ребром ладони или рукой, сжатой в кулачок. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами.
2.
Штампинг - ребёнок
прижимает штамп к штемпельной подушке или к небольшой емкости с краской и
наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и емкость и штамп.
Штамп может быть изготовлен своими руками ( любой формы – круг, звезда,
треугольник и т.д. из поролона, овощей, фруктов; можно использовать кубики или
детали конструктора, мозайки - всё зависит от вашей фантазии);
3.
Рисование пёрышком
- пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для
получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.
4.
Рисование по трафарету тампоном (тампонирование). Ребенок (как вариант -с помощью
взрослого) прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и
примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирают трафарет, если
необходимо повторяют процедуру после высыхания краски.
5.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную
палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка
будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой
формы был выбран предмет для тычка.
6.
Кляксография. В
основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают
спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать
законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и
способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7.
Набрызг. Ребенок
набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над
бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
8.
Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились
мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на
бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
9.
Рисование мятой бумагой. Таким
способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий
лист бумаги, или столовую салфетку,
обмакнуть в краску и, осторожно примакивая, нарисовать крону деревьев.
Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег, цветы и т.д.
10.
Рисование пальцем
- ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На
каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Для
творческих занятий с малышами раннего возраста предлагаю обратить внимание на
пальчиковую живопись.
У
этого вида творчества есть много важных преимуществ:
-
развитие интереса к изобразительной деятельности;
-
сенсорное развитие;
-
изучение цветов и оттенков;
-
активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;
-
укрепление мышц рук;
-
терапевтический эффект (через рисование пальцами можно выразить свои чувства);
-
стимуляция воображения и творческих способностей;
-
много положительных эмоций; а еще это гораздо проще, чем рисовать кисточкой.
Совместное
творчество с ребенком раннего возраста: пластилинография
С раннего возраста детей мы начинаем
знакомить их с пластичными материалами – тестом, глиной и пластилином. Эти
материалы отличаются по свойствам и особенностям работы с ними.
Сегодня мы остановимся подробнее на пластилине. В работе с самыми маленькими ребятами, мы используем мягкий (восковый) пластилин, т.к. обычный классический пластилин трудно поддаётся детским нежным пальчикам. Но если не оказалось мягкого пластилина, подойдет и классический, его нужно хорошенько разогреть в руках и тщательно размять. Восковый пластилин удобен и сразу готов к работе.
Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Т.е., пластилинография – это рисование пластилином.
Существует несколько видов
пластилинографии:
1) прямая – лепное
изображение строится на ровной поверхности;
2) обратная
(витражная)
– рисование пластилином на прозрачной основе с обратной ее стороны (на пластике
или оргстекле);
3)
модульная пластилинография
– создание сложных картин с использованием различных декорирующих элементов –
шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов;
4) мозаичная
пластилинография – картина создается из множества пластилиновых шариков. Важно
скатать определенное количество шариков, расположить их на листе - основе и
прижать к ней.
5) контурная
пластилинография – вылепливание объектов картины по контуру из тонких
пластилиновых жгутиков.
6) многослойная
пластилинография – последовательно нанесенные на основу слои пластилина (тонкие
лепешечки из пластилина разных цветов накладываются друг на друга на основе
многослойного пирога);
7) фактурная
пластилинография – самая сложная техника, предполагает изготовление объемного
изображения.
Для малышей
раннего возраста можно использовать элементы некоторых видов пластилинографии –
прямую (берём бумагу или картон в
качестве плоской основы), модульную
(используем различные элементы – лепешки, цилиндрики, шарики и т.д., которые
может вылепить взрослый), мозаичную
(малышу нужно прикрепить готовые элементы, используя различные приемы –
прижимание, размазывание).
Примерная схема выполнения
творческой работы в технике пластилинографии с ребенком раннего возраста:
1)
взрослый
придумывает интересный (знакомый ребенку) сюжет,
2)
оформляет
некий эскиз на картонной основе (набросок) для себя и для ребенка,
3)
готовит
мелкие пластилиновые элементы (вылепливает и располагает на тарелочке перед ребенком),
4)
рассказывает
ребенку короткую историю (мотивация, постановка проблемы),
5)
показывает
на своей заготовке-основе как нужно расположить и прикрепить (прижать или размазать)
пластилиновый элемент, предлагает ребенку оформить свою работу,
Важно проговаривать
свои шаги и комментировать действия ребенка, аккуратно поправляя при
необходимости.
6)
в
конце работы необходимо рассмотреть работу ребенка. Обязательно похвалить его,
отметить его старания и красоту выполненной картины.
7)
картину
разместить на видном месте, обратить на нее внимание близких людей – этим вы
подчеркнете значимость и ценность детской работы не только для вас, но и для
окружающих.
В чём же польза
пластилинографии? Регулярные занятия с пластилином способствуют:
- развитию
мелкой моторики;
-увеличению
словарного запаса малыша;
-развитию
тактильной чувствительности;
- развитию
познавательной способности;
- расширению
кругозора;
-развитию
сенсорных способностей;
-развитию
эстетического вкуса;
-ознакомлению с
миром, который окружает ребенка;
-развитию
потребности выразить свои эмоции.
Желаю вам вдохновения и успехов в совместном пластилиновом творчестве с малышами!
*********
Большое спасибо за такое мероприятие, все понравилось, дети довольные и мамочки рады
ОтветитьУдалитьСпасибо за творческий вечер. Что прививаете любовь к лепки. Мой ребёнок полюбил лепить. Спасибо вам за подход и старания!
ОтветитьУдалить